Рассмотрим материалы для клеевой техники золочения и золочения с применением лакокрасочных составов. Клеевой способ золочения — довольно древняя техника.
В профессиональном варианте — это довольно трудоёмкий многослойный процесс, включающий в себя тщательную грунтовку и проклейку поверхности, использование специальных инструментов для золочения: замшевой подушечки, ножа, тонкой широкой кисти — лампензели, агатовых зубцов для полировки.
Соблюдая все тонкости и особенности процесса, можно добиться идеально гладкой золочёной поверхности с сияющим блеском. Но овладеть полностью профессиональной техникой под силу далеко не всем, это скорее стезя узконаправленных специалистов. Для клеевого золочения используют поталь.
Поталь — сплав меди, цинка и алюминия, не содержит драгоценных металлов, но полностью имитирует их по виду. В зависимости от состава и пропорций поталь бывает разных цветов: золотого, серебряного, медного, а также может уже иметь эффект окисления в виде различных рисунков цветов побежалости. Поталь бывает в рулонах, листах и хлопьях.
Листовая поталь Ferrario
Поталь (имитация золота, меди или серебра] может применяться на предметах из различных материалов (дерево, керамика, стекло, картон, гипс и др). Тонкие листы переложены калькой, сшитой в книжечку 140×140 мм, 20 листов.
Листовая поталь с разводами C.Kreul
Книжечки по 6 листов 140×140 мм. Это поталь с уже имеющимся эффектом окисления в виде различных узоров. Очень интересно смотрятся радужные разводы в виде красно-золотого и сине-зелёного цветка. Есть узор «ретро» в виде завитков цветов побежалости.
Хлопья для золочения Stamperia
Поталь в виде мятых кусочков — хлопьев. В ассортименте много красивых цветовых вариантов, где смешаны кусочки потали разного цветового оттенка с эффектом окисления. Хлопья удобно использовать для золочения с эффектом полустертого золота и для получения сложного смешанного цвета. Однако блеск у позолоченной поверхности хлопьями будет более приглушенный.
Фасуется в коробочки по 6 г. Декорируемую поверхность перед наклеиванием потали необходимо загрунтовать. Выбор грунта зависит от техники, которую вы выбрали. Если позолоченная поверхность будет подвергаться окислению и искусственному соста-риванию, то можно использовать любой грунт или акриловую краску нужного цвета. Если же вы хотите получить гладкую блесятщую поверхность, то необходимо использовать специальные составы для грунтовки.
Акриловый болюс (глина) Ferrario
Это готовый к работе состав для подготовки поверхности под золочение поталью или сусальным золотом. Выпускается в трех цветах: красном, жёлтом и чёрном. Наносится в несколько слоев с обязательной промежуточной шлифовкой после каждого слоя. Создаёт гладкое упругое основание, к которому плотно прилегают тонкие листы потали.
Для наклеивания потали на поверхность используют специальные клеящие составы на масляной, водной и спиртовой основе. После подсыхания эти составы образуют липкую поверхность, хорошо схватывающуюся с тонкими листами потали. Классический клей для потали — т.н. мордан.
Мордан — масляный лак на основе янтаря. Существуют морданы с различным сроком подсыхания и могут иметь соответствующую маркировку — это то время, через которое клей готов к наложению потали. Преимущество мордана в том, что за время высыхания он самовыравнивается и образует очень гладкое покрытие, по которому поталь ложится идеально и прекрасно поддается последующей полировке.
Но если применять золочение для декорирования под старину и подвергать в процессе покрытия фактурированию и окислению, то смысла в особой гладкости и равномерности покрытия нет, а вот скорость высыхания хочется сократить, в таком случае вполне подойдут водные и спиртовые клеящие смеси.
Мордан масляный Maimeri
Масляный лак но основе янтаря, медленно сохнущий, с выраженным запахом. Используется как клеящая основа для сусального золота, серебра или потали. Время высыхания на отлип 10-12 часов, после чего можно наносить листы золота или потали. Дает равномерное покрытие, хорошо удерживающее поталь.
Клей для потали и сусального золота спиртовой Ferrario
Спиртовой клей для потали и сусального золота. Сохнет в течение 30 минут, после чего можно накладывать поталь. Спиртовой состав особенно хорош при работе на водоотталкивающих поверхностях.
Смесь водная для золочения Ferrario
Специальный состав на водной основе для наклеивания потали и сусального золота. Приобретает липкость в течение 10-30 минут и сохраняет её в течение 1 2 часов, что очень удобно, особенно для новичков. Состав жидкой консистенции и быстро подсыхающий, поэтому его надо наносить кистью или спон-жем довольно быстро и равномерно, избегая подтёков.